Описание проекта

ГРЕЧЕСКАЯ ДУША и РИМСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Квадратура: 483,78 м2
Автор проекта: АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО OZART ARCHITECTS Андрей МОРОЗ, Руслан ЖАДЕН, Алексей КОБЗЕВ

Дом — это самое чистое выражение породы, которое вообще существует.
Шпенглер О.,Закат Европы,Том 2,Из раздела “ГОРОДА И НАРОДЫ”

Финальную стадию культуры ученый называет цивилизацией. Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жизнью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в иное состояние. «Греческая душа и римский интеллект — так различаются культура и цивилизация».
Для цивилизации типичны люди практичные и безразличные к обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках духовная и материальная участь каждой последующей эпохи. Великие цивилизации ограничены пределами нескольких крупных городов, где властвуют новые бесплодные, исполненные глубокой антипатии к людям, холодные прагматики, озабоченные лишь «вопросом денег». В мировом городе, утверждает О. Шпенглер, действует не народ, а масса, презрительно относящаяся ко всяким традициям. У культурного человека энергия обращена к развитию духовности, цивилизованный человек во всем ищет выгоды и пользы. Для него недоступны тайны поэзии и других искусств, он предпочитает зрелища, технические игры, спортивные состязания. Его психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому столь распространенными становятся повальные увлечения, не требующие эмоциональной и душевной отзывчивости, но лишь заполняющие образующийся духовный вакуум. «Современная эпоха — эпоха цивилизации, а не культуры», — заключает О. Шпенглер.

Пристальное внимание к эстетике и искусству постмодернизма возникло в нашей стране во второй половине 80-х годов. Его западные образцы были не просто импортированы либо пересажены на местную почву, но оказались эмблемой уникальной культурной ситуации. Специфика того духовного контекста, в котором начал свою жизнь термин «постмодернизм», отдалила его от канонической западной трактовки. Если Умберто Эко с сожалением писал о том, что в наше время к нему прибегают всякий раз, когда хотят что-то похвалить, то в отечественной интерпретации он был обременен скорее негативно-ироническим содержанием. Это связано, возможно, с тем, что термин, ставший в США и Западной Европе 80-х годов респектабельно-академическим, оказался у нас скомпрометированным как в силу привычных «конфронтационных» стереотипов, так и потому, что запоздалая мода на постмодернизм превратила его в пародию пародии, запрограммировав на вторичность.
Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Вместе с тем авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в орбиту современного искусства весь опыт мировой художественной культуры путем ее иронического цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры. Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь наслоившиеся стереотипы о нем, снять которые позволяет метаязык, анализирующий и интерпретирующий язык искусства как само ценность.
С такими мыслями мы проектировали данный объект. И если ссылки на конкретные историзмы в деталях экстерьера оказались как-бы хрестоматийными, то в требованиях к интерьеру со стороны клиентов прозвучало желание унифицировать и несколько «обезличить» пространство. Только отдаленные намеки в виде светильников от Catellani & Smith (с характерными театральностью), специфическая форма «плавающего» камина с открытой топкой, элементы мебели и аксессуаров, ассоциативно отправляющие зрителя к блеску ушедшей эпохи.
Композиции дворового и главного фасадов намеренно не увязаны друг с другом. Если главный — нарочито асимметричен, то вид дворового отвечает стремлению владельца к гармонии, стабильности, уюту и надежности семейного очага. Это становится очевидным после посещения внутреннего двора. Фасады как The Painted Veil от W. Somerset Maugham, изданной в переломном 1925 году, — оболочка за которой проходит, скрытая от посторонних глаз жизнь молодой интеллигентной пары.
Киевская область 2015

2 комментария

  1. Иван Август 13, 2017 at 10:22 дп

    Класс, круто!!!

    Мне очень нравится. Помню Клиента и его требования, и рад что получилось лаконично, красиво, со вкусом, и в общем профи.
    Круто. Рад, Андрей, что именно с вами имел честь проделывать эту работу.
    Если бы кто спросил — РЕКОМЕНДУЮ, однозначнейше!

    • Андрей Мороз Август 13, 2017 at 2:35 пп

      Спасибо, Ваня!)

Leaver your comment